Персональный сайт Пшеничной Виктории Юрьевны, воспитателя МБДОУ "Детский сад №3"Аленушка"

Новости

  • 15
    декабря
    2015
    Родительское собрание.

     

     

                                                         Родительское собрание

    Тема: «Влияние родительских установок на развитие детей»

    Цель: Определить связь между детско-родительскими отношениями и развитием ребенка.

       Задачи: 1. Выяснить уровень знаний родителей о методах воспитания детей.

                       ребенка.

                        установках и реакциях.

    Родительские установки, это стереотипные правила поведения, которые выражаются в действиях, словах, жестах и т. д., родители как бы следуют готовым шаблонам. На родительские установки влияют семейные ценности, а так же социально-экономический статус родителей. Семьи, где не высокий материальный доход, отличаются строгостью, чувствуют себя менее ответственными за детские проблемы. В семье, где достаток средней, имеются позитивные установки по отношению к независимости детей, так же поощряются у детей послушание, хорошие манеры. Высокий профессиональный уровень матерей свидетельствует о таких ценностях как, саморегуляция, инициативность и креативность.                                    

           Родители дают детям, не только воспитание, но и образцы для подражания. Семья несет ответственность за воспитание своих детей, прививая им черты характера. В родительском отношении к детям, проявляются родительские установки, они основываются на чувствах, ожиданиях, и оценках родителей по отношению к детям.

           Родительские установки, это стереотипные правила поведения, которые выражаются в действиях, словах, жестах.

       Родительские установки большую роль играют в эмоционально-личностном развитии ребенка. Так, как родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…"

    Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

    Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контр-установка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

    Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

                                         НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

    ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

    Сказав так:

    подумайте о последствиях

    и вовремя исправьтесь

    "Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

    Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

    "Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!".

    "Горе ты моё!"

    Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

    "Счастье ты моё, радость моя!"

    "Плакса-Вакса, нытик, пискля!"

    Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

    "Поплачь, будет легче…".

    "Вот дурашка, всё готов раздать…".

    Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

    "Молодец, что делишься с другими!".

    "Не твоего ума дело!".

    Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

    "А ты как думаешь?".

    "Ты совсем, как твой папа (мама)…".

    Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя

    "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".

    "Ничего не умеешь делать, неумейка!".

    Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

    "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

    "Не кричи так, оглохнешь!"

    Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

    "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

    "Неряха, грязнуля!".

    Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

    "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"

    "Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).

    Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

    "Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".

    "Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".

    Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.

    "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".

    "Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"

    Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм.

    "Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".

    "Уйди с глаз моих, встань в угол!"

    Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

    "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

    "Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".

    Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

    "Давай немного оставим папе (маме) ит.д."

    "Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"

    Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

    "На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".

    "Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".

    Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

    "Как ты мне нравишься!".

    "Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".

    Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

    "Смелее, ты всё можешь сам!".

    "Всегда ты не вовремя подожди…".

    Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.

    "Давай, я тебе помогу!"

    "Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".

    Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

    "Держи себя в руках, уважай людей!".

    Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контр-установки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

                                       (вывешиваются на доске негативные установки):

    Подумайте, какие установки мешают вам жить, и не давайте их своим детям:

                                                  

    Как часто вы говорите детям:

    • Я сейчас занят(а)…
    • Посмотри, что ты натворил!!!
    • Как всегда неправильно!
    • Когда же ты научишься!
    • Сколько раз тебе можно повторять!
    • Ты сведёшь меня с ума!
    • Что бы ты без меня делал!
    • Вечно ты во всё лезешь!
    • Уйди от меня!
    • Встань в угол!

    Это отрицательно влияет на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение. Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, не уверен в себе.

    Постарайтесь сделать так, чтобы негативных фраз было мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

     

    Чаще используйте такие фразы, как:

    • Ты самый любимый!
    • Ты очень многое можешь!
    • Что бы мы без тебя делали?!
    • Иди ко мне!
    • Садись с нами…!
    • Я помогу тебе…
    • Я радуюсь твоим успехам!
    • Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
    • Расскажи мне, что с тобой…

     Личность ребенка и формируется, и воспитывается под воздействием, прежде всего родителей. Навыки должны вырабатываться терпеливо, а воспитательные принципы превращаться в твердые навыки жизненного поведения. Проявление доброты, любви, человечности, сострадания, уважения- все это воспитывается на конкретных поступках.

    Каждый поступок, каждое слово в определенных условиях превращается в черту характера ребенка.

    Слушая беседы взрослых, дети незаметно усваивают наши взгляды и принципы, нашу систему ценностей, учатся различать «что такое хорошо, а что такое плохо». Любые нравоучения действуют не всегда и не на всех, зато яркие, выпуклые примеры прочно запечатлеваются в детской памяти.

    В силу своих возрастных особенностей дети гораздо лучше усваивают информацию, когда она, конкретна, и эмоционально окрашена.

    Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от умения чувствовать и догадываться.

                                         ТЕСТ «КАКИЕ МЫ РОДИТЕЛИ»

    Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

    Итак, какие мы, родители? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.

               Ключ к тесту:

    За каждый положительный ответ припишите себе 2 очка, за ответ «иногда» и за отрицательный – 0.

    Менее 6 очков: О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление.

    И, хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и, не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.

    От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься.

    А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы.

    И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

    Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И, тем не менее, не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

     

                                                   (Родителям раздаются памятки).

                                                                     Уважаемые родители!

    В заключение хочу сказать: «Помните, что одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него.»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                

     

     

     

     

                                        

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                          

                                   

  • 01
    сентября
    2015
    План по саморазвитию воспитателя "Сказкотерапия"

     

     

    Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.

     

     

    Не бойся сказок. Бойся лжи. А сказка? Сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи — На свете правды больше станет.

    Валентин Берестов

     

    Есть еще немало людей, у которых термин "Сказкотерапия" вызывает улыбку и отношение как к "детскому" методу, но, познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике.

    Методом сказкотерапии меня заинтересовал еще, будучи студентом, Южно – Российского Гуманитарного института. И придя на должность психолога в детский сад, я получила возможность применить на практике свои знания.

    В разработку научных основ сказкотерапии внесла большой вклад Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Ей принадлежит одно из ключевых определений понятия «сказкотерапия». Ученый определяет, что сказкотерапия – это лечение сказками, т. е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

    Сказкотерапия - один из эффективных методов работы с детьми, испытывающих эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разных возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми, тревожными детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

    Начав свою профессиональную деятельность в детском саду «Солнышко» было проведено анкетирование родителей, которое называется «Скорая» помощь в воспитании и развитии детей». Целью данной анкеты является выявление специфики трудностей, которые возникают у родителей при воспитании и развитии детей. По результатам родительского анкетирования я поняла - вот она первая ступенька в использовании на практике метода сказкотерапии.По моему мнению, для решения этих задач именно метод сказкотерапии будет идеальным. Так как это метод для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей. Сказка – лож, да в ней намек, добрым молодцам - урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок.

    В своей работе с помощью сказкотерапии я преследую следующие цели: развитие гармонизации чувств у детей; формирование способности рефлектировать свои чувства, формирование эмпатии, формирование положительного эмоционального фона, ощущения комфортности, защищенности, принятия ответственности за свой выбор и действия «я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной», способностей контактировать с другими детьми; развитие сенситивности к процессу преодоления трудностей.

    Учитывая вышесказанное, передо мной встал ряд разносторонних задач: профилактика и коррекция негативных тенденций социального развития дошкольников, формирование представлений дошкольника о жизненных явлениях и социальных нормах, научить определению модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации, обогащение внутреннего мира детей, развитие речи.

    И так что же такое сказкотерапия?

    Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к XVIII веку. Речь идет не только о собирательстве фольклорных сказок, предпринятом братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И.И.Винкельман, И.Г.Гаман, И.Г.Гердер, К.Ф.Моритц и др.). Сказку, как отражение глубинной психики человека исследовали такие психологи, как Фромм, Берн, Беттельхейн, Юнг и др. Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и психологами Выгодским, Элькониным, Осориной, Проппом, Гнездиловым и др. Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии "Комплексная сказкотерапия" получила в работе Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии.

    Рассмотрим типологию сказок, предложенную Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

    Художественные сказки (народные и авторские). К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории - это сказки, мифы, притчи. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались не для психологического консультирования, но успешно применяются в этой области специалистами-педагогами, психологами и библиотекарями.

    Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» обучающего и учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

    Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок - сообщение позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. В медитативных сказках, как правило, нет сюжета, отсутствуют конфликты и злые герои, чтобы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение. Медитация подразумевает полное погружение в процесс слушания через положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестические образы. Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста ребёнка.

    Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

    Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, как метода психокоррекции, на которые я опираюсь в своей работе с дошкольниками.

    1. Анализ сказки. Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.

    Формула для составления вопросов следующая:

    1) что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.

    2) что было бы, если...? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.

    3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?

    1. Сказочные задачи. Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, например: в сказке царевна-несмеяна ставится задача – почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить, находит выход для себя. Таким образом, процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а мне позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы.
    2. Рассказывание сказки.

    Используя этот метод я решаю следующие задачи:

    выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого.

    Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему.

    Приемы используемые мной при рассказывании сказок различны это:

    1) рассказчик педагог от 3 лица – группе детей

    2) рассказчик педагог – одному ребенку

    3) рассказывание известной сказки группой детей по кругу

    4) рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения

    5) рассказчик педагог от первого лица – группе детей

    6) рассказывание сказки от 1 лица детьми

    7) рассказывание сказки от имени различных персонажей.

    При приеме«рассказчик педагог – одному ребенку» я применяю в своей практике персонализированные сказки. Это сказки, в которых сам ребенок главный герой. Для усиления эффекта сказкотерапии я использую куклы – рукавички(Мишка – сказочник, собачка). Этот прием усиливает воспитательное воздействие, поскольку беседы идут не от взрослого человека, а от любимого «друга».Дети, разговаривают с ними, устраивают всевозможные представления, да и в их волшебном кармане всегда может оказаться какая – либо волшебная вещь.

    Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки, быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Примерная схема, используемая при сочинении сказок:

    1. Выбор главного героя
    2. Создание места, в котором приятно находиться герою
    3. Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они есть)
    4. Описание любимых и не любимых занятий главного героя
    5. Рассказ о главной мечте (желании) героя
    6. Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте (кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со своими трудностями?)
    7. Завершение сказки (осуществилась ли мечта героя?)

    При проведении данной работы я использую карточки разработанные Ириной Васильевой из серии Волшебный сундучок «Сказочные герои», «Волшебные существа», а так же карточки Марии Лебедевой «Азбука развития эмоций ребенка». Так же при сочинении сказок в помощь ребенку предлагается пальчиковый театр, что способствует преодолению психологических барьеров.

    Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам. Практика показывает, что у благополучных, «беспроблемных» детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.

    В связи с вышесказанным и опираясь на данные мониторинга состояния эмоциональной сферы детей за 2012-2013 уч. год, учитывая пожелания педагогов и родителей, а также по результатам тестов «Рука» Вагнера, «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», теста тревожности Р.Тэммла, М.Дорки и В.Анена и других методик.Я посчитала необходимым остановиться на двух различных подходах к сказкотерапии, которые отличаются, с одной стороны, по степени индивидуализации используемых психотерапевтических сказок, а с другой - степенью директивности применяемого подхода.

    Директивная (направленная) и недирективная (ненаправленная) формы психотерапии отличаются функцией и ролью психолога в работе с ребенком. При директивном подходе я как психолог - главное лицо, активно участвующеев процессе сказкотерапии, задающее темы занятий, при этом внимательно наблюдаю за поведением ребенка и интерпретирую его реакции, строя все свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений. Используемые здесь психотерапевтические метафоры подбираются и создаются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его проблемами и целями работы. Одним из свидетельств директивности подхода является то, что в процессе своей работы необходимо следить за всеми изменениями, происходящими с ребенком, включая малейшие изменения мимики и пантомимики, и строит свою дальнейшую работу в соответствии с его реакцией.

    Другой подход, используемый мною в сказкотерапии считается менее директивным, поскольку он исходит из представления о том, что каждый ребенок является уникальной личностью, обладающей своими особенностями восприятия мира, и поэтому главная цель сказкотерапии - помочь ребенку выявить и осознать свои проблемы и показать некоторые пути их решения. В данном случае создаётся особая атмосфера эмоционального принятия ребенка, где поддерживается все позитивное, доброе, что у него есть; признается право ребенка на любые чувства, однако, предъявляются социальные требования к проявлению этих чувств (например, вводится правило не драться). Сказкотерапия в рамках этого направления проводится в форме групповых занятий с 3-6-ю детьми в течение одного-двух месяцев. При этом сказки создаются для всей группы в целом, поскольку считается, что каждый ребенок не похож на другого и воспринимает сказку по-своему, беря из нее только то, что актуально для него, созвучно его проблемам.

    Следует отметить, что предварительная психологическая диагностика и специальный подбор детей в группу необходима по ряду причин. Во-первых, существует ряд детских проблем, для решения которых групповая работа малоэффективна и даже нежелательна на первых порах. Поэтому с детьми крайне агрессивными, эгоцентричными, конкурирующими со своими братьями и сестрами или же с детьми, переживающими сильный стресс, кризис лучше работать индивидуально. Напротив, для детей замкнутых, малообщительных, пассивных, не владеющих элементарными навыками общения, или же для детей с нарушениями поведения, контролируемой агрессией, с заниженной самооценкой, тревожных детей проведение пробной формы групповой работы полезно и дает хорошие результаты. Во-вторых, проведение предварительной диагностики необходимо для подбора оптимального состава группы, где дети сочетались бы по принципу дополнения, (т.е. с противоположными синдромами), что обеспечивает более успешную идентификацию с альтернативным образцом поведения. Кроме того, предварительная диагностика позволяет выявить круг проблем у детей, участвующих в группе, и подобрать максимально «эффективные» сказки и игры. В связи с этим необходимо отметить, что очень часто в рамках этого направления на одном занятии сочетаются сказкотерапия, игротерапия и арт-терапия.

    План проведения таких занятий может быть произвольным. Однако, для своей работы я предпочитаю опираться на план предложенный Д.Т. Зинкевич-Евстигнеевой.

    Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

    Этап

    Назначение

    Содержание этапа

     

    Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

    Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик илисовершается иное «сплачивающее» действие.

     

    Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

    Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.

     

    Расширить представления ребенка о чем-либо.

    Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.

     

    Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

    Ведущий проводит игры, позволяющие детям пробрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и др.

     

    Связать новый опыт с реальной жизнью.

    Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что пробрели сегодня.

     

    Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

    Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

     

    Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

    Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

     

    Справедливости ради хочется добавить, что приведенные эти два различных подхода не имеют на практике столь явного разграничения и используются в комбинированном виде.

    Так же крайне необходима параллельная работа с родителями. Родителям предлагаются консультации об индивидуальных особенностях их детей, секреты и «законы» воспитания ребенка, даются рекомендации как себя вести в той или иной ситуации, проводятся беседы. Также использую притчи и сказки для родителей.

    По моему мнению, сказка эффективна при работе с детьми потому что:

    Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

    Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

    Так же привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинство сказок заключаются в следующем:

          Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

          Неопределенность места действия главного героя.

          Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.

          Победа Добра. Психологическая защищенность.

          Наличие Тайны и Волшебства.

    Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки - это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

    Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

    Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни!

    На данный момент все поставленные мной цели не достигнуты и работа с детьми продолжается. Но уже видна перспектива эффективности метода. Дети, с которыми проводится работа стали более доброжелательными, активными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи. Наблюдаются изменения в межличностных отношениях с взрослыми и сверстниками.

    В дальнейшем я планирую, долгосрочный проект по сказкотерапии, где будет группа не только детская, но и родительская.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • 20
    августа
    2015
    Должностные обязанности воспитателя ДОУ

                                         Должностная инструкция воспитателя

    -Конституцией РФ;

    -Федеральным законом « Об образовании в РФ»;

    -Типовым положением о дошкольной образовательной организации;

    -правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты;

    -СанПиН2.4.1.3049-13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

    -Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

    -Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010г № 209 « О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

    -Уставом  и локальными актами МБДОУ ;

    -правилами внутреннего трудового распорядка; Коллективным договором;

    -приказами и распоряжениями директора МБДОУ, заведующего ;

    - настоящей должностной инструкцией;

    -Трудовым договором и Договором с родителями ( законными представителями ребенка);

    -1.6. Воспитатель должен знать:

    -законы и иные нормативные правовые акты , регламентирующие образовательную деятельность;

    -Конвенцию ООН о правах ребенка, инструкцию по охране жизни и здоровья детей;

    -педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;

    - психологию отношений , индивидуальные и возрастные особенности детей;

    -возрастную физиологию и гигиену;

    - методы , формы и технологию мониторинга деятельности воспитанников;

    -педагогическую этику;

    -теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников;

    -новейшие достижения в области методики дошкольного воспитания;

    -современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации личностно-ориентированного образования; 

    -методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями ( лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

    -технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

    -основы экологии, экономики, социологии;

    -трудовое законодательство;

    -основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и веб-обозревателями( браузерами), мультимедийным оборудованием;

    -правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

    -правила по охране труда и пожарной безопасности;

    - санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса.

    -мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

    -различных видов детской деятельности и общения воспитанников;

    -образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

    -взаимодействия с родителями ( законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;

    -в методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса;

    -владении информационно-коммуникационными технологиями умением их применять в воспитательно-образовательном процессе.

    Первая  квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам , которые:

    - владеют современными образовательными технологиями

     и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

    -вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;

    -имеют стабильные результаты освоения воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.

    Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

    Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогически работникам, которые:

    -имеют установленную первую квалификационную категорию;

    -владеют современными образовательными технологиями и методиками эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

    -имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в т.ч. с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

    -вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоении новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

    Воспитатель:

    1. Осуществляет:

    -деятельность по воспитанию, образованию и развитию воспитанников, обеспечивая выполнение общеобразовательной в соответствии с федеральным государственным  образовательным стандартом  и годовым планом организации;

    -тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях организации на детских прогулочных площадках;

    -наблюдение за поведением детей в период адаптации и создании благоприятных условий для легкой адаптации;

    -изучение индивидуальных способностей, склонностей и интересов детей;

    -создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, содействие росту их познавательной мотивации и развития способностей в разных формах организации детской деятельности;

    -взаимодействие с родителями( законными представителями)по вопросам реализации основной общеобразовательной программы, стратегии и тактики воспитательно-образовательного процесса, сотрудничества с детским садом и социумом.

    1. Планирует и организует:

    -жизнедеятельность воспитанников, разнообразную игровую деятельность, самостоятельную и совместную деятельность детей и взрослых по освоению основной общеобразовательной программы при проведении режимных моментов  в соответствии со спецификой дошкольного образования и внутренним регламентом жизнедеятельности группы;

    -непосредственно образовательную деятельность в соответствии с общеобразовательной программой и регламентом образовательной услуги в тесном контакте со специалистами организации на основе интеграционного взаимодействия при реализации образовательных областей;

    -оснащении развивающей предметно-пространственной среды группы;

    -выставки детских работ;

    -досуг детей и другие мероприятия с детьми в соответствии с годовым планом;

    -участие детей в конкурсах разного уровня( для получения соответствующей квалификационной категории).

    1. Обеспечивает:

    -выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей в детском саду;

    -выполнение общеобразовательной программы дошкольного образования;

    Индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

    -использование образовательных технологий деятельностного типа;

    -уровень достижения воспитанниками планируемых результатов освоения образовательных областей и динамики формирования интегративных качеств, соответствующий ФГОС ДО.

    1. Доводит:

    -до каждого ребенка положенную ему норму питания во время кормлений ( завтрак, 2 завтрак, обед и полдник);

    -информацию до каждого родителя о продвижении ребенка в освоении программы через различные формы;

    -информацию медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия;

    -информацию о проблемах в развитии воспитанников специалистам медицинской и психологической службы детского сада.

    1. Участвует:

    -в проведении комплексных мероприятий, способствующих укреплению здоровья, психофизическому развитию детей, ведет пропаганду здорового образа жизни;

    -в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с возрастом детей;

    -в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям( лицам их заменяющим);

    -в работе по проведению родительских собраний и иных формах взаимодействия с семьей;

    -в педсоветах и других формах методической работы в организации, методических объединениях, семинарах и других мероприятиях, организуемых научно-методическим центром округа;

    -в распространении собственного опыта в области повышения качества образования4

    - в мониторинговой процедуре:

    -в начале учебного года- для определения зоны образовательных потребностей каждого ребенка;

    - в конце года- в выявлении уровня достижений каждым ребенком итоговых показателей освоения программы , динамики формирования интегративных качеств.

    1. Координирует:

    -работу помощника воспитателя в рамках единого воспитательно-образовательного процесса в группе, соблюдая санитарно-гигиенический режим и основные режимные моменты жизнедеятельности детей.

    1. .Ведет:

    -табель посещаемости детей;

    -документацию воспитателя согласно номенклатуре дел в организации в соответствии с приказом;

    -3.12.Проходит медицинский осмотр строго по графику в нерабочее время.

    1. Содействует:

    -всестороннему развитию воспитанников через разные формы и виды детской деятельности;

    -формированию общей культуры личности, социализации развитию познавательных интересов детей;

    -развитию общения воспитанников, решению проблем в общении со сверстниками и взрослыми.

    1. Соблюдает:

    - права свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе « Об Образовании в РФ», Конвенции о правах ребенка;

    -правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты, санитарно-гигиенические нормы и требования;

    - трудовую дисциплину и Правила трудового распорядка, должностную инструкцию.

    1. Обеспечивает:

    -охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;

    -строгое выполнение установленного режима дня и расписания непосредственно организованной деятельности;

    -выполнение требований заведующего, мед.работников, связанных с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.

    -принимать участие в работе творческих групп,

    -устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;

    -вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;

    -вносить предложения при разработке образовательной программы и годового плана организации;

    -свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с общеобразовательной программой, утвержденной организацией;

    -представлять свой опыт работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях и в печатных изданиях специализированной направленности;

    -знакомиться с проектами решений руководителя дошкольной организации, касающимися его деятельности;

    Требовать от администрации организации создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;

    -участвовать в работе органов самоуправления.

    - за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей  должностной инструкцией ,- в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;

    -за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности,- в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;

    -за причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

    Контроль за исполнением инструкции воспитателем возлагается на заведующего .